Актриса, режиссёр, писатель Татьяна Догилева – любимица фортуны. Судьба щедро дарила ей подарки и многое требовала взамен.
Более 140 сыгранных ролей в кино, множество премий и наград, огромная актёрская жизнь, но что в ней больше – радости или горечи от потерь, счастья или горя? Едва ли можно подвести баланс, потому что нет в мире таких весов.
Детство
Биография большой актрисы началась в рабочем районе Москвы, когда 27 февраля 1958 года в семье Анатолия и Анны Догилевых родилась девочка. Имя Таня придумал для нее старший брат Володя, которому было тогда 5 лет. Семья жила очень скромно, родители и дети ютились в одной небольшой комнате в коммунальной квартире. Отец и мама были простыми рабочими на заводе, но они хотели для своих детей лучшей жизни, поэтому поощряли занятия ребят во всевозможных кружках и секциях.
Володя любил математику, а Таня занималась танцами и художественной гимнастикой. Её детство было таким же, как и у большинства советских детей, девочка хорошо училась, а в свободное время любила читать.
Книга Александра Грина «Блистающий мир» стала для нее чудесным открытием, а тот мир, который она уже тогда видела во сне – существовал на самом деле. И Таня отправилась поступать в Цирковое училище, но не поступила. Ей было всего 10 лет, когда она впервые услышала слова «не сценическая внешность». Как ни странно, девочка легко пережила первую неудачу и вскоре забыла о ней. Она и сама знала о том, что отличается от других детей, а если её не взяли в этот блистающий мир, значит, он не настоящий.
Брат Володя уже учился в Московском инженерно-физическом институте, и вся семья гордилась его успехами. Родители хотели, чтобы дочь тоже поступила в ВУЗ, но она их ожиданий не оправдала.
Таня занималась в студии Юного актёра и мечтала стать актрисой. Ей было 14 лет, когда она снова услышала слова о своей неподходящей для актрисы внешности. Тогда руководитель студии отговаривал девушку от поступления на актёрское отделение, но она не слушала никого и, словно мотылёк, летела к своей мечте, на свет огней, которыми манил её блистающий мир кино и театра.
Блистающий мир
В 1974 году девушка поступила в институт театрального искусства. Это была не первая попытка, но именно она оказалась удачной, и Таня стала студенткой ГИТИСа, этого прославленного учебного заведения.
На одном курсе с ней учились Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков, с которыми она дружила и много времени проводила вместе.
Между Юрием и Таней возникло первое яркое чувство влюблённости, и девушка с головой погрузилась в эти романтические отношения. Но уже через некоторое время она поняла, что любовь мешает ей учиться, и тогда Татьяна решила прекратить отношения со Стояновым.
Блистающий мир потребовал первую жертву, открыв счёт потерям и радостям, которые сопровождали актрису на протяжении всей жизни. Во время учёбы Татьяны в институте в семье Догилевых случилась беда: по трагической случайности её брат Володя получил травму головы и стал инвалидом. Но молодой человек не опустил руки, он пытался восстановить навыки речи и координацию движений и в этом ему очень помогали родители и сестра.
Дипломный спектакль курса стал настоящей сенсацией, но особенный эффект на преподавателей и зрителей произвела Догилева. В постановке «Много шума из ничего» эта юная тонкая девушка с необычным разрезом глаз играла Беатриче.
В 1978 году она окончила учёбу и поступила в театр Ленком, и в этом же году она сыграла свою первую роль в кино. Нина Бабайцева в фильме «Безбилетная пассажирка» – это воплощённая на экране молодость, задор, любовь к жизни и большие надежды, это она сама, Таня Догилева.
В Ленкоме актриса была занята всего в нескольких работах, и хотя ей нравилась сцена, съемки в кино привлекали больше. Актриса получила множество предложений, среди которых были главные роли и совсем небольшие, эпизодические.
Именно тогда, в период с 1978 по 1989 годы, Догилева становится звездой: её фотографии украшают обложки журналов, о ней говорят, ей стараются подражать молодые девушки. Актриса снялась в таких кинолентах, как «Покровские ворота», «Блондинка за углом», «Мой любимый клоун», «Забытая мелодия для флейты» и других, ставших любимыми для миллионов людей. Партнёрами Татьяны были Виктор Павлов, Владимир Ильин, Андрей Миронов, Леонид Филатов и Олег Меньшиков. А в фильме «Афганский синдром» актриса снялась с итальянской звездой Микеле Плачидо.
Новые роли
Наступившие 90-е годы оказались для актрисы очень непростым периодом, как в карьере, так и в личной жизни. Предложений не стало меньше, но время требовало других сюжетов и других, более раскованных и сексуальных героинь. Татьяне было непросто приспособиться к новым реалиям, но она сделала это. Ведь она – Татьяна Догилева, актриса, она может всё, а то, что устаёт и не высыпается, так это ничего, она уже привыкла.
«Пчёлка», «Жених из Майами», «Дети понедельника», «Жмурки», каждый фильм – шедевр, а её актёрское мастерство и умение перевоплощаться – поразительны. Став любимой актрисой всей страны, она много ездила по стране, общалась с поклонниками, принимала участие в фестивалях и театральных постановках.
В это время судьба наносит актрисе удар, оправиться от которого ей было непросто: сначала погиб брат, а вскоре умер отец. Татьяна словно умерла сама, и умерла бы, но она должна была поддерживать старенькую маму. А ещё звезда экрана должна была играть и сниматься, но именно работа стала для неё отдушиной. Блистающий мир не померк, но только смех Догилевой на экране был сквозь слёзы, почти навзрыд.
Хроническое недосыпание, бессонница, чрезмерные физические нагрузки привели к нервному срыву, который был уже не первым, и, конечно, не последним. Блистающий мир требует жертв, и актриса сполна платила за успех.
1998 год принёс Татьяне Догилевой славу прекрасного режиссёра. Её постановка пьесы «Лунный свет, медовый месяц», в которой она тоже принимает участие и блестяще играет в любовном многоугольнике вместе с Сергеем Маковецким и Владимиром Стекловым, имела ошеломляющий успех. Но разве могло быть иначе!
Следующие ее режиссёрские работы доказали всем, что режиссёр Догилева талантлива не менее, чем актриса Догилева.
С 2000 года она снова начинает много сниматься в кинофильмах и телевизионных сериалах, главная роль, или второстепенная, для Догилевой не имеет никакого значения. Она не стремится никому ничего доказывать, даже себе.
«Люба, дети и завод», комедийный сериал 2005 года, российская версия знаменитого американского сериала “Грейс в огне», полюбился зрителям. Сериал получился лёгкий и позитивный, несмотря на трудности, которые преодолевает героиня актрисы.
В 2006 году Татьяна вела телевизионное шоу «Две правды», а в 2007 году приступила к съёмкам своего первого кинофильма «Лера», которвй в последствие заслужил высочайшую оценку критиков.
Что бы ни начинала, в чём бы ни пробовала свои силы Татьяна – ей удаётся всё, даже если это экстремальный проект «Последний герой» или «Танцы со звёздами».
2010 год стал настоящим подарком для всех поклонников актрисы: в свет вышла её книга «Жизнь и приключения Светы Хохряковой», где она раскрыла тайны шоу-бизнеса. Её авантюрный роман пришелся по душе читателям и в одночасье стал бестселлером. Вторая книга Догилевой «Тогда, сейчас и кот Серёжа», написанная в жанре дневника, рассказывает о личной жизни актрисы, с её повседневными заботами и делами, и тоже становится популярной.
В 2015 году актриса сняла свой второй фильм «Горизонт», и решила не продолжать карьеру режиссёра. Её снова увлекли съёмки в кино. Последние её работы – яркие, порой очень неожиданные образы в картинах «Хороший мальчик», «Жги!», в сериалах «Брачные игры» и «Джинн».
Татьяна очень тепло говорит о режиссёре картины «Жги!» Кирилле Плетнёве, с которым ее связывает давняя взаимная симпатия и дружеские отношения. Также актрису радует её участие в проекте «О чём говорят мужчины». По словам Догилевой, автобиографический проект актёров «Квартета И» – это новое слово в российском искусстве кино, слово искреннее, и именно поэтому такое нужное зрителю, уставшему от надуманных историй и адаптированных голливудских сказок.
В 2018 году актриса снялась в двух самых ожидаемых кинолентах, в приключенческой драме «Остров Рикоту» и в комедии «Рассвет на горе Адама».
Личная жизнь Татьяны Догилевой
Первое замужество актрисы произошло в 1978 году. На съёмках «Безбилетной пассажирки» актриса познакомилась с Александром, младшим помощником режиссёра. Привлекательный молодой человек был немного старше Догилевой и очень красиво за ней ухаживал. В то время актриса снимала комнату в коммунальной квартире, а вскоре молодые люди решили жить вместе. Но ее мама была против свободных отношений, из-за чего настояла на свадьбе влюбленных.
Брак продлился совсем недолго, и спустя три месяца супруги развелись.
В одном из своих интервью актриса вспоминает о своём первом браке без малейшего намёка на сожаление, так как были очень разными по темпераменту. Кроме этого, Татьяна много работала, совмещая работу в театре со съёмками в кино, и Александру приходилось нелегко, он ожидал большего, чем она могла дать ему.
Второй муж актрисы – известный писатель, переводчик и сценарист Михаил Мишин. Их отношения начались во время съёмок музыкального фильма «Вольный ветер» в 1983 году. Несколько лет влюбленные встречались, и поначалу Догилеву не беспокоил тот факт, что Мишин женат. Но постепенно их обоих перестали устраивать периодические встречи, и писатель развёлся с первой женой, чтобы жениться на Татьяне.
Бракосочетание состоялось в 1990 году. Их дочь Екатерина родилась в 1994 году, когда Татьяне было уже 37 лет.
По словам актрисы, она не хотела детей, так как работа всегда стояла на первом месте. Беременность оказалась неожиданностью, но сразу после рождения дочери она поняла, что ребёнок – это то, о чём она мечтала всегда.
У девочки с рождения были проблемы со здоровьем, она росла слабым болезненным ребёнком, подверженным аллергии на многие пищевые продукты. В подростковом возрасте Катя решила, что страдает избыточным весом и начала худеть, что пагубно сказалось и на без того слабом здоровье девочки, а вскоре ей был поставлен диагноз – анорексия. Татьяна самоотверженно боролась за жизнь дочери, отдавая ей всю любовь, на которую только была способна, и Катя поправилась.
Девушка училась актёрскому мастерству в Англии и США. Вернувшись в Россию, она снялась в нескольких сериалах, доказав, что достойна продолжить актёрскую династию.
В 2018 году Догилева развелась с мужем, причем инициатором расставания выступила она сама. Беспокойство за дочь, бесконечные съёмки в кино и гастроли, всё это ослабило здоровье актрисы, она устала.
В 2008 году скончалась её мама, Анна Афанасьевна, Татьяна тяжело перенесла потерю последнего члена своей семьи. В одном из интервью она призналась, что не получила от мужа той поддержки, которая была ей необходима. В эти трудные дни актрису спасала только работа и забота о дочери, о единственном родном человеке.
Татьяна предложила Михаилу разъехаться, чтобы отдохнуть друг от друга. Но, пожив врозь несколько месяцев, оба поняли, что расстаться – правильное решение. К тому же, говорит Татьяна в интервью Кире Прошутинской, она больше мама, чем жена.
Интересные факты
- В детстве актриса считала себя гадким утёнком.
- Рост Татьяны – 164 см.
- Настоящий цвет волос Татьяны – чёрный, а блондинкой она стала, когда пробовалась на роль Марты в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Роль Татьяна не получила, но блондинкой осталась на всю жизнь.
- Татьяна Догилева не празднует Новый год и не любит отмечать свой день рожденья.
- Татьяна не смотрит телевизор, но любит американские сериалы.
- Актриса вела блог на Снобе, но перестала, потому, что её раздражали комментарии.
- Свой короткометражный фильм “Горизонт” Татьяна Догилева сняла за 2 дня.
- Любимое блюдо актрисы – рассольник.
- Татьяна хранит свои любимые платья, даже если давно их не носит.
Последние новости о звезде на 2018 год
Татьяна Догилева признаётся, что не жалеет ни о чём, сейчас она любит жизнь, как никогда, и с надеждой смотрит в будущее. Она много отдыхает, путешествует, и все свободное время проводит с дочерью. Теперь она может позволить себе многое: актриса соглашается только на самые выгодные и интересные предложения.
Татьяна часто даёт интервью, встречается с поклонниками, охотно рассказывает о себе, в её словах нет ни ханжества, ни жеманства, только искренность и замечательное чувство юмора. Обескураживающая прямота во всём, и если искать в Догилевой недостатки – они окажутся лишь дополнением достоинств.
Актриса рассказывает о новых планах и о новых ролях. Но какими они будут, эти роли, в чём ещё она решит испытать себя – актриса не раскрывает секретов. Ясно только одно – нет такой роли, которую не сыграла бы Татьяна Догилева, и нет такого дела, с которым бы она не справилась.