Марка Захарова по праву считают символ эпохи, создавшим на театральной сцене огромное количество ярких спектаклей и мюзиклов. За славой профессионала и одного из лучших театральных режиссеров стоит немалый труд и долгие годы творческой биографии, которые помогли Захарову добиться признания и успеха у публики. Выступая более сорока лет руководителем театра «Ленком», он также поработал и в кинематографе, где его фильмы были отмечены заслуженными наградами.
Сейчас Марк Анатольевич по-прежнему репетирует и даже не думает об отдыхе, хотя понимает, что на смену плодотворного творчества иногда приходит спад деятельности. Он не торопит события и, пока есть силы, занимается любимым делом.
Воспитание и увлечения будущего режиссера
Будущий режиссер появился на свет в 1933 году в Москве. Его отец, Анатолий Захаров, состоял на военной службе, где вел физкультурные уроки. Мама, Галина Бардина, мечтала о карьере актрисы и проходила обучение в театральной студии. Но вскоре в семье случилось несчастье: отца репрессировали и выслали из столицы. Его мама бросила учебу и отправилась в след за мужем, оставив ребенка на попечении няни и бабушки. Но вскоре она вернулась домой, а отец иногда приезжал на выходные к родным. Когда началась война, он служил в частях, охранявших Москву. После окончания войны мужчина недолго прожил с семьей, так как вскоре его снова попросили покинуть столицу. Домой он вернулся лишь через несколько лет. Мама Захарова так и не стала актрисой, зато выступала руководителем драмкружков для детей.
Родители старались уделять время для подрастающего Марка, с которым ходили в театры, музеи и на выставки. Его детство проходило как у большинства ребят в то время: он гулял с ребятами во дворе, играл в футбол и гонял голубей. В 10-летнем возрасте мальчик ходил в драмкружок, а затем записался в театральную студию при Доме пионеров. Он уже тогда решил, что будет поступать в театральный вуз, но мама отговаривала его, советуя получить профессию инженера. После окончания школы юноша за компанию со своим знакомым отправился поступать в военно-инженерную академию, но из-за судимости отца документы у него не приняли. Захаров не стал выбирать другие профессии, а сразу же подался в ГИТИС, куда успешно поступил.
Работа в театре и участие в фильмах
В 1955 году студенческие годы закончились, и началась взрослая жизнь: начинающего актера отправили по распределению в Пермский областной драмтеатр, где он сразу же заявил о себе местной публике. Молодой человек играл комедийные роли, сочинял стихи для детей, работал в местных печатных изданиях, а также был активным участником капустников.
Вскоре Марка пригласили возглавить театральную студию в университете, где он занялся постановкой студенческих спектаклей. Именно тогда и начал раскрываться его режиссерский талант. В 1959 году Захаров вернулся в столицу и некоторое время работал в разных коллективах. В 1965 году ему предоставился случай продемонстрировать свои способности в театре Сатиры, в котором вышли такие его постановки как:
- «Доходное место»;
- «Банкет»;
- «Проснись и пой!»;
- «Темп-1929»;
- «Мамаша Кураж и ее дети» и другие.
В 1973 году режиссер стал во главе «Ленкома», где ему пришлось немало потрудиться, чтобы вывести театр из развального состояния. Одной из его первых успешных постановок в этом творческом коллективе стала режиссура пьесы «Тиль». А уже позднее увидели свет такие спектакли, как:
- «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»;
- «Парень из нашего города»;
- «Юнона и Авось»;
- «Королевские игры»;
- «Вальпургиева ночь» и другие.
За годы своей карьеры Марк Анатольевич поработал и в кинематографе. На его счету семь кинопроектов, которые до сих пор остались в памяти многих зрителей («Пир во время чумы», «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» и другие).
Любимые люди режиссера – жена и дочь
Огромное место в жизни режиссера всегда занимала его жена, актриса Нина Тихоновна Лапшинова. Благодаря судьбоносному знакомству с ней, изменилась не только его личная судьба, но и творческая карьера. Их встреча, а затем общение состоялось в годы учебы в театральном вузе. Будущая жена режиссера не сразу выбрала актерский путь и сначала обучалась на факультете обработки металлов. Обучаясь в институте, она играла в студенческом драмкружке, а вскоре поняла, что хочет стать актрисой. Их близкое знакомство произошло после того, как однажды девушка попросила Марка нарисовать карикатуру в стенгазету. Чтобы юноша не отказал в ее просьбе, она очень нежно произнесла его фамилию. Будущий режиссер был сражен ее поведением и с этого дня обратил на нее пристальное внимание.
После окончания вуза он уехал по распределению в Пермь, куда позднее отправилась и его возлюбленная. Именно она раскритиковала тогда его актерские способности и предложила заняться режиссерской работой. Вскоре влюбленные вернулись в Москву, где поселились вместе с родителями Нины. Первое время карьера жены была более успешной, чем у Марка Анатольевича, ее приглашали в театры и давали заметные роли.
Когда карьера Захарова пошла вверх, и он стал известен в театральных кругах, супруга уже смотрела на него другими глазами, увидев рядом с собой талантливого и неординарного мужчину. На протяжении всей своей деятельности режиссер прислушивался к советам Нины Тихоновны, которые были очень мудрыми и дальновидными. Будучи руководителем Ленкома, режиссер отказался работать с женой в одном коллективе, чтобы не пострадала работа. Со временем жена отошла от творчества и посвятила себя домашним работам.
В 1962 году в семье родился долгожданный ребенок – дочь Александра. Жена долгое время пыталась стать мамой, но из-за некоторых проблем со здоровьем, это не происходило. Дочка росла болезненной, поэтому Нине Тихоновне приходилось уделять ей много времени и сил. После появления на свет Сашеньки изменились в лучшую сторону и отношения между супругами, которые стали нежнее и трогательней. Неудивительно, что уже с детских лет дочь начала постигать азы и премудрости актерского дела.
Дочь получила образование в театральном вузе и начала работать в театре у отца, где в первое время он не давал ей центральные роли, заставляя принимать участие в массовках. Со временем Александра смогла проявить свой талант и за время карьеры получила признание и любовь зрителей. Но если успехи дочери всегда радовали Марка Анатольевича, то вот ее личная жизнь лишь огорчала. Сначала у нее был роман с режиссером, который снимал ее в своих фильмах «Криминальный талант» и «Заложница», однако, он был женат и не собирался уходить из семьи. Вскоре Александра рассталась с ним, а в 1991 году вышла замуж за Владимира Стеклова.
Этот брак продержался около девяти лет, но затем супруги расстались, так и не родив детей. Впрочем, дочь режиссера не одинока. В ее доме живет четвероногий любимец – эрдельтерьер Луша, с которой она проводит много времени. По словам актрисы, в ее жизни есть и любимый человек, не имеющий отношения к творческому миру. Она счастлива с ним и пока не загадывает вперед, наслаждаясь этими отношениями.
В семейной жизни Захарова было далеко не все гладко, но свою супругу он всегда любил и уважал, как хранительницу очага, маму его дочери, а также как критика и советчика в его делах. За годы семейной жизни супруги хорошо изучили друг друга, поэтому никогда не выясняли, кто у них лидер в паре. В 2014 году жизнь его жены оборвалась: она скончалась от онкологической болезни. После смерти супруги у Марка Анатольевича также были проблемы со здоровьем. Сейчас дочь часто навещает звездного отца, стараясь следить за тем, что он ест и как его самочувствие. Режиссер часто бывает на загородной даче, где он может расслабиться и отдохнуть от публичной жизни.
Последние новости
Сейчас Марк Анатольевич востребован и любим поклонниками не меньше, чем двадцать или сорок лет назад. Он успевает заниматься руководящей работой в Ленкоме, заведовать кафедрой режиссуры в РАТИ, а также писать статьи, посвященные проблемам театра и современной режиссуры. В век информационной эпохи художественному руководителю Ленкома и его коллегам приходится нелегко, поэтому они стараются заинтересовать своего зрителя яркой игрой и захватывающим сюжетом различных постановок.
Театральная публика любит и ценит такие пьесы, как «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Шут Балакирев» и другие, которые в 2018 году включены в репертуар и проходят на сцене родного театра. Гастроли актерского коллектива практически всегда радуют захарова. Он мудро относится к большому успеху своего детища, усвоив простую истину о том, что все рано или поздно заканчивается. Однако, Марк Анатольевич смотрит на это позитивно, так как уверен, что все неприятности проходят, а дальше наступает светлая полоса. Руководитель Ленкома погружен в работу театрального коллектива, поэтому на кинематограф у него совсем не остается времени.
Интересные факты из жизни Марка Захарова
- Во времена голода и нищеты юный Марк прочитал роман «Мартин Иден», благодаря которому поставил для себя цель – выбраться из этого жалкого существования.
- Еще в первые годы своей карьеры он занимался литературной деятельностью. Сочинив книгу комиксов, начинающий режиссер заработал неплохие для того времени деньги – 180 рублей.
- В телефильме «Белое солнце пустыни» главный герой, товарищ Сухов, читает своей жене письма, но мало кто знает, что сочинил их Марк Анатольевич.
- В 1974 году в театре состоялась премьера спектакля «Тиль», однако, это событие чуть не стоило режиссеру увольнения. Причиной этого стало то, жена какого-то чиновника пришла на постановку с маленьким внуком, решив, что будут показывать сказку. Захарову сразу же предложили писать заявление по собственному желанию, но он отказался. Долго ждал приказа об увольнении, но на этом все закончилось.
- Проживая в одном кооперативе с Юрием Визбором, режиссер один раз столкнулся с ним в лифте, где и произошло их знакомство. Благодаря их сотрудничеству родилась пьеса «Автоград-ХХI», увидевшая свет в 1973 году.
- Снятый Марком Захаровым» телефильм «Двенадцать стульев» не понравился Леониду Гайдаю, который ранее выпустил картину по одноименному романа Ильфа и Петрова. Однако, через несколько лет зрители приняли и полюбили эту работу режиссера не меньше, чем первую экранизацию.