Игрой Алисы Фрейндлих зрители восхищаются уже не одно десятилетие, часто пересматривая ее самые лучшие фильмы. Не только в кино, но и на сцене актриса сыграла множество ярких героинь, доказав, что ей подвластны любые образы. Ее творческая биография и сейчас очень насыщенная и многогранная: Алиса Бруновна играет на сцене родного театра, а также иногда принимает предложения от кинорежиссеров.
В свои 84 года она продолжает оставаться энергичным, открытым и активным человеком, успевая не только поработать, но и заняться любимыми делами. Ее личная жизнь была бурной, но и сейчас звезда сцены и кино выглядит восхитительно, что отмечают многие мужчины. Эта «женщина без возраста» умудряется сочетать в себе многие качества, среди которых есть талант, интеллигентность, красота и ум.
Нелегкие детские годы
Будущая актриса родилась в 1934 году в Ленинграде. Именно в этом городе во время учебы на театральных курсах состоялось знакомство ее мамы с отцом. Отец по национальности – немец, его предки перебрались в Россию ещё в 18 веке. При регистрации малышки ее мама пожелала, чтобы дочь записали русской, и это впоследствии спасло звезду кино от многих проблем. Уже в детские годы Алиса проявляла интерес к музыке, который впервые возник после того, как она увидела выступление своей тети, получавшей в то время музыкальное образование.
Когда началась война, ее отец, работающий в то время в ТЮЗе, эвакуировался вместе с коллегами, а девочка с мамой остались в родном городе. Мужчина так и не вернулся больше в семью, так как познакомился с другой женщиной. Ее мама ушла из актерской профессии и устроилась работать бухгалтером. После войны Алиса вместе с мамой переехала в Таллин, где проживали их родственники. Сначала девочка училась хорошо, но когда стала изучать точные науки, в журнале появились тройки.
В 1948 году они вернулись в родной город, где будущая артистка стала посещать драмкружок, получая от профессиональных педагогов первые азы актерского мастерства. Фрейндлих уже тогда знала, что после окончания школы будет поступать в театральный вуз. Вскоре она стала студенткой театрального института имени А. Н. Островского, где за годы учебы часто слышала от преподавателей лестные слова о своих способностях.
Успешные работы в кино и на сцене
Начинающую актрису сразу же взяли в коллектив драматического театра имени Комиссаржевской, где она получила хороший опыт. Из-за невысокого роста (153 см) ей часто предлагали роли подростков и юношей, хотя сама девушка мечтала о более ярких персонажах.
В 1961 в ее творческой биографии произошли изменения: Алиса Бруновна перешла в академический театр имени Ленсовета, надеясь, что там ее талант перевоплощения оценят по достоинству. Вскоре ее сценическая карьера пошла в гору, а актерская копилка стала пополняться разными ролями в спектаклях:
- Таня в «Тане»;
- Селия Пичем в «Трёхгрошовой опере»;
- Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании»;
- Принцесса в «Трубадуре и его друзьях» и другими.
Отдав родному театру около двадцати лет, актриса покинула его стены и перешла в БДТ, где ее первой работой стала центральная роль в спектакле «Киноповесть с одним антрактом». На этой сцене она воплотила в жизнь немало своих заветных желаний, среди которых есть образ леди Макбет.
Если театральная карьера устраивала Фрейндлих, то с киноролями ей катастрофически не везло. Первые роли были очень незначительные, из-за чего ее имя даже не числилось в титрах. Вскоре актрисе повезло: ее задействовали в нескольких популярных кинокартинах:
- «Анна и Командор»;
- «Соломенная шляпка»;
- «Опасный возраст»;
- «Тайна Снежной королевы» и других.
Ее звездный час настал в 1977 году, когда на экраны вышла лирическая комедия «Служебный роман». Блестяще созданный образ Мымры принес ей известность и много новых ролей, которые режиссеры предлагали наперебой. Неудивительно, что и следующая работа Алисы Бруновны (королева Анна в «Трех мушкетерах») стала яркой и заметной в ее фильмографии.
В 90-х годах в ее карьере был застой, лишь одна ее работа была отмечена зрителями и критиками – это роль Ирины Дмитриевны в «Подмосковных вечерах». После многолетнего перерыва актриса снялась в таких картинах, как:
- «Женская логика»;
- «На Верхней Масловке»;
- «Линия Марты» и других.
Ее последние киноработы были представлены в 2017 году: в драме «Большой» звезда кино сыграла роль бывшего педагога Белецкую, некогда известную балерину; в фильме «Карп отмороженный» она предстала перед зрителями в образе ворчливой деревенской жительницы.
Браки с мужьями и отношения с родными людьми
Несмотря на три брака и многочисленных поклонников, Фрейндлих так и не обрела женского счастья в личной жизни. Она не скрывает, что была любима и желанна, только вот ее избранники не могли смириться с ее творческим успехом и востребованностью. Со своим первым мужем, Владимиром Карасевым, она училась в одном вузе. Молодые люди не стали ждать окончания учебы и уже на третьем курсе сыграли свадьбу. Супруги так и не успели создать крепкую семью и родить детей, расставшись сразу после выпускного вечера.
Когда начинающая актриса играла на сцене театра имени Комиссаржевской, состоялась ее первая встреча с будущим мужем, Игорем Владимировым. Опытный режиссер был приглашен туда для постановки одного из спектаклей. Уже тогда между ними проскочила искра, но роман начался позднее, когда Владимиров стал руководить театром имени Ленсовета, куда вскоре пришла и Алиса.
Режиссер был старше актрисы на 16 лет, к тому за его плечами было уже два брака. Вскоре талантливая красавица приняла предложение мужчины, которого она не только уважала, но и полюбила. В 1968 году у супругов родилась дочь Варвара. Но этот семейный союз не выдержал разногласий и проблем, и в начале 80-х годов они решили подать на развод.
Принимая участие в «Варшавской мелодии», Фрейндлих увлеклась своим коллегой, Юрием Соловеем, после чего этот служебный роман перерос в семейные отношения. Помимо актерской работы, ее третий муж имел талант художника, хотя нигде не обучался этому ремеслу. Однако, он никак не мог себя реализовать, из-за чего между супругами часто происходили ссоры. Этот брак продержался около 14-ти лет, измотав порядочно актрису. После развода она некоторое время пролежала в больнице. О бывшем муже Алисы Бруновны долгое время ничего не было слышно, лишь не так давно стало известно, что он уехал из России и обосновался в Европе.
Дочь артистки решила пойти по стопам звездной мамы и даже прошла обучение в театральном институте, но все это время Варвару постоянно сравнивали с ней, что не давало ей продемонстрировать свою актерскую самостоятельность. Она имеет несколько работ в полнометражных фильмах, а сейчас выходит на сцену вместе со звездной мамой. Дочь была замужем за политическим деятелем Сергеем Тарасовым, с которым воспитывала сына Никиту и дочь Анну. Зять актрисы трагически погиб в 2009 году во время крушения поезда, где он тогда находился.
Внучка Алисы Бруновны выбрала профессию продюсера. В 2017 году 23-летняя Анна вышла замуж, а ее избранником стал актер Алексей Мышинский, на счету которого уже несколько работ в кино. Внук Никита занялся также творческой профессией: он получает образование в школе-студии МХАТ и одновременно занимается развитием карьеры. Фрейндлих так и не вышла больше замуж, однако, она не чувствует себя одинокой, всегда окруженная любимыми людьми и друзьями. Сейчас актриса соблюдает строгий режим и находит время, чтобы поспать после обеда. Все это помогает ей набраться сил и играть в спектаклях. Часто Алисе Бруновне приходится выходить на улицу лишь по вечерам, чтобы поклонники не атаковали ее просьбами дать автограф и сфотографироваться с ней на память.
Интересные факты из жизни Алисы Фрейндлих
- В детские годы Алисе Бруновне довелось пережить блокаду. Чтобы выжить, ее бабушка соблюдала в питании режим строгой экономии. Самой тяжелой была первая зима, и тогда они спасались студнем из столярного клея и чаем из специй. В то время будущая актриса подхватила двустороннее воспаление легких, но смогла победить болезнь.
- В юные годы она часто опаздывала то в школу, потом в институт. А когда Фрейндлих стала служить в театре, то в корне изменила свои вредные привычки, что позволило ей приходить на репетиции вовремя.
- Еще со школьных лет актрисе часто доставались роли мальчиков, а затем она играла юношей. Особенно ей дорога роль Малыша из постановки «Малыш и Карлсон», за которую звезда кино и сцены получила немало восхищенных слов как от зрителей, так и критиков. Даже в 75-летнем возрасте она сыграла 10-летнего мальчика, появившись в спектакле «Оскар и Розовая Дама».
- Эльдар Рязанов очень хотел, чтобы главную героиню в «Гусарской балладе» сыграла Фрейндлих. Она очень понравилась режиссеру на пробах, но он все же не утвердил ее на роль, посчитав, что в актрисе много женственности.
- После оглушительного успеха комедии «Служебный роман», актриса получала письма от телезрительниц, в которых они благодарили ее за работу. Женщины писали, что сразу после просмотра они начали приводить себя в порядок, делали прически и шили красивые платья.
- В юности Алиса Бруновна была обладательницей высокого меццо-сопрано, из-за чего девушка мечтала заняться карьерой оперной певицы. Но отец отговорил ее от этой затеи. Лишь через несколько лет она все же смогла продемонстрировать публике свои вокальные способности: в фильме «Служебный роман» актриса спела две песни, которые сразу же подхватили телезрительницы. Ее пение можно также было услышать в «Старомодной комедии» и «Трёх мушкетерах».