Для широкой публики Алексей Баталов до сих пор ассоциируется со своими яркими работами, созданными когда то на экране. Помимо таланта, актер обладал мощными человеческими качествами, из-за чего режиссеры никогда не предлагали ему играть подлецов или негодяев. Являясь отчаянным трудоголиком, Баталов никогда не сидел на месте. Он не только снимался в кино, но и занимался режиссерской работой, писал сценарии, стихи, сказки для детей и озвучивал мультперсонажи.
За годы творческой биографии артист внес огромный вклад в развитие отечественной культуры, за что получил немало высших наград и премий. Его личная жизнь была непростой, но несмотря на все перипетии в судьбе, Алексей Владимирович никогда не опускал руки и в любых обстоятельствах оставался человеком с большой буквы. Он всегда искренне любил свою семью, хранил и оберегал родных людей от всех жизненных невзгод.
Влияние мамы на выбор профессии
Будущий артист родился в 1928 году во Владимире. Его родители были творческими людьми: отец, Владимир Баталов, был артистом, а также занимался режиссёрской работой; мама, Нина Ольшевская, играла на сцене Художественного Театра. Но через пять лет их семья распалась, отец ушел из семьи, а мама вышла замуж за Виктора Ардова. Писатель стал для мальчика не только отцом, но и олицетворением смелости и мужской силы. В новом союзе родились еще дети – его младшие братья Михаил Ардов, который был известен своей писательской деятельностью, и Борис Ардов, выбравший в будущем актёрскую и режиссёрскую карьеру.
В семье витала творческая атмосфера, благодаря чему маленький Алексей уже тогда стал интересоваться театральной игрой. Когда началась война, мальчик уехал с мамой в Бугульму, где ему впервые удалось попробовать свои силы на сцене. Его мама организовала самодеятельный театр, который был оборудован из ящиков и старых стульев. Юноша активно помогал маме в этом: он рисовал красочные афиши, сооружал для спектаклей реквизит и декорации, отапливал помещение, куда приходили усталые и голодные зрители.
Его дебют в кино состоялся в 16-летнем возрасте, когда не только он, но и его одноклассники сыграли в фильме «Зоя». Мама и отчим совсем не обрадовались появлению Алексея на экране и посоветовали сначала получить образование, а потом сниматься в кино. Вскоре будущий актер успешно сдал экзамены и был зачислен в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1950 году.
Успешная актерская карьера
В первые годы карьеры Баталов стремился играть на сцене, сменив при этом несколько театров. Актеру уже тогда доверяли роли главных персонажей, однако, наибольшее признание получили его работы в кинематографе. Создав в картине «Большая семья» образ надежного советского парня, он сразу же обратил на себя внимание Иосифа Хейфица, который не раз снимал в своих работах молодого перспективного актера: «Дело Румянцева», «Дама с собачкой», «День счастья».
В 1958 году его фильмография пополнилась еще одной звездной работой – ролью Бориса в фильме «Летят журавли». За годы карьеры Алексей Владимирович сыграл немало персонажей, которым были присущи такие черты характера, как честность, отважность, сила духа и романтизм. Зрители не обошли вниманием и такие фильмы с его участием, как:
- «Дорогой мой человек»;
- «Девять дней одного года»;
- «Бег»;
- «Возврата нет» и другие.
Звезда кино придерживался всегда амплуа типичного русского рабочего человека и не стремился выйти из этих рамок. Однако, его образы в таких картинах, как «Чисто английское убийство» и «Звезда пленительного счастья» показали его настоящее мастерство перевоплощения.
Баталов не только активно снимался, но и поработал в качестве режиссера и автора сценария, создав несколько успешных картин. Также он успевал читать лекции студентам ВГИКа и выполнять обязанности заведующего кафедры. Свою последнюю роль актер сыграл в фильме-мюзикле «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!», который вышел на экраны в 2006 году.
Роль отца и мужа
Едва появившись на телеэкранах, красивый мужественный актер в одночасье покорил всех советских женщин, мечтавших о романе с ним. Но тогда в его личной жизни уже была жена Ирина Ротова, с которой его связывали давние отношения. Со своей будущей избранницей Алексей познакомился еще в детстве, когда ездил летом на дачу. Их соседями тогда были многие знаменитости, в том числе и семья художника-карикатуриста Константина Ротова. Вскоре стеснительный юноша увлекся его дочкой, а когда влюбленным исполнилось 16 лет, они в тайне от родителей подали заявление в ЗАГС. Молодая семья не имела отдельного жилья, поэтому им приходилось некоторое время жить то у родителей Алексея, то у родных его жены.
Получив популярность, актер не только строил карьеру, но и завязывал скоротечные романы с девушками. Однажды во время съемок в Ленинграде он повстречал на своем пути 16-летнюю наездницу-циркачку Гитану Леонтенко, в которую влюбился с первого взгляда. Несмотря на то, что девушка по национальности была цыганка, Баталов решил добиваться ее внимания, но вскоре его планы поменялись, так как в его личной жизни произошло важное событие – рождение дочери Надежды.
Узнав о его отцовстве, черноглазая красавица разорвала все отношения с актером. Но счастья в свой семье он так и не смог построить. По роду своей работы Алексей редко бывал дома, из-за чего жена и дочь не получали от него должного внимания. Между супругами все чаще возникали ссоры и недопонимания, и вскоре жена решила расстаться с ним, тем более уже тогда в ее жизни появился новый возлюбленный, который окружил ее вниманием и любовью. Баталов переживал уход супруги, но понимал, что изменить уже ничего нельзя.
Лишь через несколько лет после развода актер сумел наладить отношения с красавицей-цыганкой, а в 1963 году влюбленные сыграли свадьбу. Родные Гитаны не одобрили тогда ее выбор, ведь цыганка должна связать свою судьбу с цыганом. Несмотря на четырехлетнее расставание, влюбленным не забыли друг друга и смогли сохранить свои трепетные чувства. Через пять лет после свадьбы у них родилась дочь Мария, у которой в результате родовой травмы возникли проблемы со здоровьем. После тщательного осмотра врачи поставили малышке диагноз – ДЦП. Так как за больным ребенком нужен был постоянный уход, жена актера бросила карьеру и посвятила себя семье.
Супруги не захотели больше заводить детей, посчитав, что подрастающая Маша будет чувствовать себя ненужной родителям. Девушка выросла очень целеустремленной и развитой личностью. Еще в детстве она много читала, затем получила среднее образование, а потом поступила во ВГИК, выбрав для себя факультет сценарного искусства. Сейчас Мария занимается литературной деятельностью, пишет сценарии, сказки и другие произведения.
Последние годы жизни
В последние годы жизни у Алексея Владимировича обнаружились серьезные проблемы с сосудами, из-за чего было плохое самочувствие и возникали частые головокружения. В начале 2017 года у него случился перелом шейки бедра на правой ноге. Актера поместили в больницу, где ему сделали операцию. Затем врачам пришлось сделать повторную операцию, после которой он уже не покидал стены больницы. Несмотря на то, что нога заживала, у Баталова поднялось давление.
Все это время артист переживал не о себе, а о судьбе младшей дочери после его ухода из жизни. Также он часто корил себя за то, что мало внимания уделял старшей дочери Надежде. В последние годы жизни она часто навещала его дома, а также приходила в больницу. Несмотря на это, его общение с внучкой и правнучкой так и не состоялись.
Предчувствуя скорый уход, Алексей Владимирович принял причастие у священника, а уже на следующий день его не стало: причиной смерти актера стала остановка сердца. Согласно его воле, все свое имущество он завещал младшей дочери Марии. Его старшая дочь отреагировала на это вполне адекватно, так как прекрасно понимала, почему звездный отец так поступил.
Интересные факты об Алексее Баталове
- По признанию Баталова, если бы он не стал актером, то связал бы свою жизнь с автомобилями, которые всегда были его страстью.
- Еще с юношеских лет он пристрастился к табаку, которым заглушал постоянный голод. Став взрослым человеком, он так и не покончил с этой вредной привычкой. А вот алкоголь артист не мог употреблять, так как еще в детские годы имел серьезные проблемы с печенью.
- Когда фильм «Москва слезам не верит» дошел до зрителей, его укоротили почти на час. Многие эпизоды показались советским чиновниками недостойными образа советского человека, из-за чего они убрали откровенные сцены между героями Веры Алентовой и Олега Табакова, а также вырезали некоторые фразы из разговора Гоши и Николая.
- Будучи режиссёром «Трех толстяков», Алексей Владимирович сыграл в своем фильме Тибула. Чтобы достоверно создать образ циркача, ему пришлось в 37-летнем возрасте научиться ходить по канату на большой высоте. Это было очень рискованное дело, но он сумел сыграть эту сложнейшую сцену.
- Несмотря на то, что его отношения с первой женой закончились разводом, у него сложились прекрасные отношения с тестем. Константин Ротов обожал актера и даже давал ему несколько уроков рисования. Когда художнику предложили нарисовать иллюстрации к детской книге «Дядя Степа», он почему то сразу увидел в главном герое сходство с Баталовым. Сам Ротов тогда объяснил это тем, что дядя Степа имел сорок пятый размер ноги, такой же размер был и у Алексея Владимировича.
- В последние годы ему пришлось заниматься конфликтной ситуацией с соседом по даче, построившему на его территории баню. Ловкий ювелир предоставил ему на подпись документы, которые актер подписал не глядя. В этой ситуации ему пришлось вновь пережить те же чувства, которые испытал когда то его герой по фильму «Дело Румянцева». Звезда кино до последнего верил людям, поэтому даже не мог предположить коварные планы соседа по даче.